XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

+38
Лилия Романовна
Татьяна Латыпова
Айсылу Хазиева
Кокорина Ольга Николаевна
Пермякова Елена Валерьевн
Venera
Арсланова Альфия Фанзялев
Сахратова Эльвира Маратов
Сергеева Юлия Геннадьевна
Ляйсан Хузина
Liniza
Закирова Радина Надимовна
Крюкова Лилия Альбертовна
Татьяна Петровна Лобова
Садриева Наиля Фаукатовна
Sveta.isht
yuliaa15
Гульназка21
Альмухаметова Рима
Хайдаршина Алеся
Лилия Шамильевна
Гузель Радифовна
Юминская Наталья
Алёна Зуева
Сафаргулова Наталья
Зульфия Расимовна
Саитова Алия
Сабирова Лилия Раисовна
Зайдуллина Э. М.
Ширьязданова Гелена
Нурисламова Н. Р.
Суфиянова Наталья М.
Хабибуллина Лейсан Заудат
Давлетбаева Светлана
Чулпан Рифхатовна
Исламова Ляйсан Фэисовна
Умурзянова Айя Рамилевна
Albina_5
Участников: 42
Перейти вниз
avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:23
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.



- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:24
. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

Виктория, Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:24
4.отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:24
. подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

-называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:25
. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:25
. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:25
. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.

Цель: развивать фонематический слух.

Воспитатель пропевает чистоговорку и просит детей повторить или пропеть по-другому.

ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:26
10. Закончи чистоговорку.

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком»:

ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:26
11. Прием «ЭХО»

Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:

ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.

ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:26
12. Проговори и прохлопай.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:27
14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.

ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:27
14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.

ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:28
16. Составь чистоговорку по картинке.

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.

РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:28
17. Скажи где?

Цель: учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.

Воспитатель перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.

Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?

Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:28
18. Посчитай.

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

Воспитатель показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:

АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.

Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:

АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.

ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:29
19. Выложи фишками.

Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Сабирова Лилия Раисовна поставили лайк

avatar
Умурзянова Айя Рамилевна
Сообщения : 212
Дата регистрации : 2023-11-15

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Вс 26 Ноя 2023 - 18:29
В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Этому можно научить детей. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки.

Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа.

А теперь придумываем чистоговорку для использования в различных интегративных областях:

- Жа-жажа – видели в лесу ежа; (познание)

- Жа-жа-жа – на поляне три ежа; (познание)

- Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа; (художественно-эстетическое развитие)

- Жа-жа-жа – дом построим для ежа; (познание)

- Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа; (безопасность)

- Жа-жа-жа – покормили мы ежа; (труд)

- Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа; (развитие речи).

Хабибуллина Лейсан Заудат и Sveta.isht поставили лайк

avatar
Айсылу Хазиева
Сообщения : 52
Дата регистрации : 2023-11-16

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 0:23
Важным средством профилактики недостатков речи детей является правильная речь взрослых:
- речь должна быть правильной
- по форме и по тону речь должна бнеизменно вежливой
- структуру речи следует согласовать с возрастом детей: чем меньше ребёнок тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.
- речь взрослого должна соответствовать таким критериям , как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, оброзность, достаточная громкость.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Нурисламова Н. Р. поставили лайк

avatar
Айсылу Хазиева
Сообщения : 52
Дата регистрации : 2023-11-16

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 0:25
Развитие правильного речевого дыхания:
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Техника выполнения упражнения:
- следить за правильным вдохом- через нос;
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным, плавным;
- необходимо следить, чтобы не надувались щёки;

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Нурисламова Н. Р. поставили лайк

avatar
Айсылу Хазиева
Сообщения : 52
Дата регистрации : 2023-11-16

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 0:25
Развитие мелкой моторики:
- пальчиковая гимнастика;- игра с мозайкой и конструктором;
- застёгиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы;
- игры с пластилином, крупами, рисование, раскрашивание, аппликация, вырезание;

Хабибуллина Лейсан Заудат и Нурисламова Н. Р. поставили лайк

avatar
Айсылу Хазиева
Сообщения : 52
Дата регистрации : 2023-11-16

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 0:27
Развитие мимических мышц и мышц речевого аппарата:
- самомассаж мышц лица;
- обучение мимическим выражениям лица: страх, радость, удивление и др.;
- развитие мышц артикуляционного аппарата;
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Нурисламова Н. Р. поставили лайк

avatar
Айсылу Хазиева
Сообщения : 52
Дата регистрации : 2023-11-16

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 0:28
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
- обучение выделению заданного звука в ряду других речевых звуков;
-выделение слогов или слов с заданным звуком;
-производить подбор слов определённые звуки;

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Нурисламова Н. Р. поставили лайк

avatar
Айсылу Хазиева
Сообщения : 52
Дата регистрации : 2023-11-16

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 0:28
Развитие лексико- грамматического строя речи.
- игры на развитие лексико- грамматического строя речи: "Один - много" , "Назови ласково", "Скажи наоборот";

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Нурисламова Н. Р. поставили лайк

avatar
Айсылу Хазиева
Сообщения : 52
Дата регистрации : 2023-11-16

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 0:30
Развитие межполушарного взаимодействия.
- После двух лет у ребёнка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно- пространственное и другие восприятия.Упражнения "Ухо - нос", "Зеркальное рисование", "Кулак- ребро - ладонь".
- Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Хабибуллина Лейсан Заудат, Sveta.isht и Нурисламова Н. Р. поставили лайк

avatar
Sveta.isht
Сообщения : 164
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 45

Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников - Страница 10 Empty Re: Актуальность проблемы речевых нарушений у дошкольников

Пн 27 Ноя 2023 - 8:32
В своей работе тоже всегда используем чистоговорки, потешки , фольклор в режимных моментах

Хабибуллина Лейсан Заудат и Sveta.isht поставили лайк

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения