XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Технология проблемного обучения

+21
Чулпан Рифхатовна
Ольга Викторовна
Кокорина Ольга Николаевна
Venera
Арсланова Альфия Фанзялев
Сахратова Эльвира Маратов
Сергеева Юлия Геннадьевна
Розалия Фазлиева
Сабирова Лилия Раисовна
Пастухова Гюзель
Сафина .
Гульназка21
Суфиянова Наталья М.
Земфира Мусина
Саитова Алия
Третьякова Марина
Софьина Анна Павловна
Альмухаметова Рима
Ширьязданова Гелена
Каримова Ольга Владимиров
Марина Шамигулова
Участников: 25
Перейти вниз
avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения Empty Технология проблемного обучения

Пн 20 Ноя 2023 - 22:25
Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.

Каримова Ольга Владимиров, Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Sveta.isht, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Каримова Ольга Владимиров
Сообщения : 83
Дата регистрации : 2021-11-12

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 10:45
Методика проблемного обучения помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Каримова Ольга Владимиров
Сообщения : 83
Дата регистрации : 2021-11-12

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 10:47
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Каримова Ольга Владимиров
Сообщения : 83
Дата регистрации : 2021-11-12

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 10:48
Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Каримова Ольга Владимиров
Сообщения : 83
Дата регистрации : 2021-11-12

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 10:50
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Каримова Ольга Владимиров
Сообщения : 83
Дата регистрации : 2021-11-12

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 10:53
Организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Ширьязданова Гелена
Сообщения : 39
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 12:58
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Ширьязданова Гелена, Арсланова Альфия Фанзялев и Пастухова Гюзель поставили лайк

avatar
Ширьязданова Гелена
Сообщения : 39
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 13:00
Характерные признаки проблемного обучения:
- возникает состояние интеллектуального затруднения;
- возникает противоречивая ситуация;
- появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
- проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Ширьязданова Гелена, Арсланова Альфия Фанзялев и Пастухова Гюзель поставили лайк

avatar
Ширьязданова Гелена
Сообщения : 39
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 13:01
Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Ширьязданова Гелена, Арсланова Альфия Фанзялев и Пастухова Гюзель поставили лайк

avatar
Ширьязданова Гелена
Сообщения : 39
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 13:02
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Ширьязданова Гелена, Арсланова Альфия Фанзялев и Пастухова Гюзель поставили лайк

avatar
Альмухаметова Рима
Сообщения : 50
Дата регистрации : 2023-11-09

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 13:36
Проблемное обучение в начальной школе имеет ряд положительных результатов и эффективных практик, которые способствуют развитию учеников и их успешному обучению. Вот некоторые из них: развивает у учащихся креативное и критическое мышление, то есть способность анализировать информацию, выделять главное, сравнивать различные точки зрения и делать обоснованные выводы, стимулирует учеников к анализу и оценке информации, поиску альтернативных решений и принятию обоснованных решений. Они учатся задавать вопросы, сравнивать различные точки зрения и применять логическое мышление для решения проблем. Как мы уже знаем, креативное мышление является составной частью работы формирования функциональной грамотности школьников.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 15:43
Технология проблемного обучения – это такой способ получения знаний, при котором педагог создает проблему и подталкивает воспитанников к поиску решения поставленной задачи. Ситуации должны быть нестандартными и конкретными.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 15:47
Недостатки проблемного обучения:
- в меньшей степени чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков;
- требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения;
- слабая управляемость познавательной деятельностью воспитанников.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 15:49
Достоинства проблемного обучения:
- самостоятельность воспитанников;
- формирование познавательного интереса;
- развитие мыслительных способностей.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 15:50
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 15:52
Суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 15:53
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

Во-первых, проблема должна быть доступной для детей этого возраста.
Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 16:00
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 16:04
Существуют следующие формы организации проблемного обучения:

- Проблемный вопрос
- Проблемная задача
- Проблемная ситуация

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 16:10
Проблемный вопрос

Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 16:14
Проблемная задача
Одна девочка живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Что можно сделать, чтобы девочка, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а девочка, живущая на юге, увидела снег и льды?

Другая проблемная задача

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему?

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Софьина Анна Павловна
Софьина Анна Павловна
Сообщения : 137
Дата регистрации : 2023-11-13
Возраст : 40
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 16:17
Проблемная ситуация
Например, металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней. Поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Третьякова Марина
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 18:03
Цель проблемного обучения — чтобы обучающийся не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Саитова Алия, Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Третьякова Марина
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 18:06
Различают три основных вида проблемного обучения.

Проблема
Учитель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Теоретическое исследование


Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения


Учащиеся ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Суфиянова Наталья М. и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

avatar
Третьякова Марина
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения Empty Re: Технология проблемного обучения

Вт 21 Ноя 2023 - 18:09
Преимущества проблемного обучения:

- метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;

- при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;

- проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;

- учащиеся быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.

Сергеева Юлия Геннадьевна, Сабирова Лилия Раисовна, Суфиянова Наталья М. и Арсланова Альфия Фанзялев поставили лайк

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения