XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Технология проблемного обучения

+21
Чулпан Рифхатовна
Ольга Викторовна
Кокорина Ольга Николаевна
Venera
Арсланова Альфия Фанзялев
Сахратова Эльвира Маратов
Сергеева Юлия Геннадьевна
Розалия Фазлиева
Сабирова Лилия Раисовна
Пастухова Гюзель
Сафина .
Гульназка21
Суфиянова Наталья М.
Земфира Мусина
Саитова Алия
Третьякова Марина
Софьина Анна Павловна
Альмухаметова Рима
Ширьязданова Гелена
Каримова Ольга Владимиров
Марина Шамигулова
Участников: 25
Перейти вниз
avatar
Сабирова Лилия Раисовна
Сообщения : 377
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 35

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 17:50
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сабирова Лилия Раисовна
Сообщения : 377
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 35

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 17:51
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сабирова Лилия Раисовна
Сообщения : 377
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 35

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 17:51

Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Основная идея технологии проблемного обучения состоит в том, что развитие личности происходит там, где существует противоречие, что лучше усваивается не то, что получил в готовом виде, а то, что открываешь сам (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова).

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сабирова Лилия Раисовна
Сообщения : 377
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 35

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 17:52
Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно»

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сабирова Лилия Раисовна
Сообщения : 377
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 35

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 17:52
Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того, чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Третьякова Марина
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 17:54
Наиболее общее определение технологии проблемного обучения нам дает М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Третьякова Марина
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:00
Сафина .Г. пишет:технология проблемного обучения основана на постановке перед учащимися реальных проблем, которые требуют активного и самостоятельного исследования и решения.

Полностью с Вами согласна. Такие ситуации, как правило, созданы на реальном материале.  И у  учащихся чаще всего  есть начальное знание и способности к поиску результата или способу работы.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Третьякова Марина
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-15

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:08
Но к выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований:
1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.
2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы.
3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся.
4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:42
В наше время выделяют три основных метода проблемного обучения:

проблемное изложение,
частично–поисковая деятельность;
самостоятельная исследовательская деятельность.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:43
Самый простой метод – проблемное заявление учебного материала по лекции, когда учитель поднимает проблематичные вопросы, строит проблемные задачи и решает их, ученики только мысленно участвуют в процессе поиска решения.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:43
Частично – метод поиска постепенно знакомит учеников с независимым решением проблем. Во время работы учащиеся под руководством учителя решают проблемы.

Частично – методы поиска требуют энергичной мыслительной деятельности учеников, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленного знания, способность обобщить частичные заключения и решения.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:44
Обучать нужно так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы у них вызывался интерес к дисциплине, подлинная увлеченность процессом познания, формировалось творческое сознание. Одной из многих педагогических технологий, которые позволяют это сделать является технология проблемного обучения.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:44
Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека,

возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее

явление, факт, процесс действительности не может достичь цели

известным ему способом.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:44
Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:

проблемная ситуация «с удивлением»;
проблемная ситуация «с затруднением»;
побуждающий диалог;
подводящий диалог;
сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»;
демонстрация «непонятных» явлений;
сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:45
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности.

Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его и дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:45
Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно:

– уровень знаний по изучаемой теме;

– интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:46
В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых разрабатываетсясистема конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:

– вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

– вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталкивает противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых;

– задания на сопоставления, сравнения и т.н.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:46
Очень важно при разработке системы проблемных ситуаций последовательная работа по решению проблемных ситуаций. Опыт показывает, что обучаемые не могут сразу разрешить сформулированную проблему , потому что у них нет необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание последовательной системы, которая позволит управлять познавательной деятельностью обучаемых, усваивать ими требуемые знания, овладевать способами исследовательской деятельности.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:47
При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно–иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:47
Использование технологии проблемного обучения на уроках позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Технология проблемного обучения, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения любого предмета. Оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения дисциплины позволяет получить хороший результат, а значит и удовлетворение от педагогической деятельности.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Розалия Фазлиева
Сообщения : 151
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Ср 22 Ноя 2023 - 18:47
Эта технология позволяет не только формировать систему знания, навыков в учениках, но также и достигать высокого уровня развития учеников школы, развития их способностей к самообучению, самообразованию, позволяет делать образовательный процесс интересным и захватывающим, позволяет развивать личность ученика, создавать ситуацию с успехом.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:44
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:46
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:46
Технология проблемного обучения – это такой способ получения знаний, при котором учитель создает проблему и подталкивает учеников к поиску решения поставленной задачи. Ситуации, предложенные учителем, должны быть нестандартными и конкретными.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 3 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:48
Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л.С. Выготский).
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения