XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Технология проблемного обучения

+21
Чулпан Рифхатовна
Ольга Викторовна
Кокорина Ольга Николаевна
Venera
Арсланова Альфия Фанзялев
Сахратова Эльвира Маратов
Сергеева Юлия Геннадьевна
Розалия Фазлиева
Сабирова Лилия Раисовна
Пастухова Гюзель
Сафина .
Гульназка21
Суфиянова Наталья М.
Земфира Мусина
Саитова Алия
Третьякова Марина
Софьина Анна Павловна
Альмухаметова Рима
Ширьязданова Гелена
Каримова Ольга Владимиров
Марина Шамигулова
Участников: 25
Перейти вниз
avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:48

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Сергеева Юлия Геннадьевна и Марина Шамигулова поставили лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:49
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Сахратова Эльвира Маратов, Сергеева Юлия Геннадьевна и Марина Шамигулова поставили лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:50
Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Чт 23 Ноя 2023 - 21:51
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

Сахратова Эльвира Маратов, Сергеева Юлия Геннадьевна и Марина Шамигулова поставили лайк

avatar
Сахратова Эльвира Маратов
Сообщения : 44
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 42
Откуда : г. Нефтекамск Республика Башкортостан

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Пт 24 Ноя 2023 - 8:21
Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
Развитие творческого мышления.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Развитие способности к самообучению.
Формирование исследовательской активности.
Из недостатков методики можно выделить следующие:

стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.


tinkoff.ru

Развивай карьеру вместе с нами. Ценим и поощряем целеустремленных сотрудников!
Перейти
Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.
Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

kontur.ru
РЕКЛАМА
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

wildberries.ru
РЕКЛАМА
Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: "Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?".

Построение урока по методу проблемного обучения
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

Варианты:

Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
Создание дискуссии (по группам).
Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
Поиск решения на основе наблюдений.
pupamilano.ru
РЕКЛАМА
4. "Ага-реакция" — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.









avatar
Сахратова Эльвира Маратов
Сообщения : 44
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 42
Откуда : г. Нефтекамск Республика Башкортостан

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Пт 24 Ноя 2023 - 8:24
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Пт 24 Ноя 2023 - 10:40
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их с воспитанниками.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Например. Для приготовления теста детям предлагается алгоритм его изготовления. Вместе с воспитателем дети замесили и раскатали тесто в лепешку. Но возникает вопрос: что использовать вместо формочек. То, что дети предлагают использовать вместо формочек, они используют в работе с тестом и, в итоге, приходят к определенному выводу.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (Почему утки и гуси улетают на юг последними?).

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод). Например. Буратино должен попасть в школу. На пути река. Что делать?
avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Пт 24 Ноя 2023 - 12:34
Суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Пт 24 Ноя 2023 - 12:35
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
avatar
Venera
Сообщения : 27
Дата регистрации : 2023-11-19
Возраст : 37
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Сб 25 Ноя 2023 - 17:45
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Сб 25 Ноя 2023 - 19:31
Методика проблемного обучения помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Сб 25 Ноя 2023 - 21:00
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Сб 25 Ноя 2023 - 21:38
Реформирование образования связано с внедрением в практику новых педагогических технологий. Обучать нужно так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы у них вызывался интерес к дисциплине, подлинная увлеченность процессом познания, формировалось творческое сознание. Одной из многих педагогических технологий, которые позволяют это сделать является технология проблемного обучения.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Сб 25 Ноя 2023 - 21:46
Технология проблемного обучения – это такой способ получения знаний, при котором учитель создает проблему и подталкивает учеников к поиску решения поставленной задачи. Ситуации, предложенные учителем, должны быть нестандартными и конкретными.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Сб 25 Ноя 2023 - 21:48
Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Кокорина Ольга Николаевна
Сообщения : 58
Дата регистрации : 2022-11-11

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 13:59
Новая интересная командная технология. Будем пробвать испозовать

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 14:24
Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 14:25
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 14:25
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Марина Шамигулова
Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 14:27
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать

+I love you В Мои закладки

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Ольга Викторовна
Сообщения : 32
Дата регистрации : 2021-11-11
Возраст : 45

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 15:46
При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно–иллюстративные, поисковые, экспериментальные и другие.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

Чулпан Рифхатовна
Чулпан Рифхатовна
Сообщения : 37
Дата регистрации : 2021-11-11

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 18:03
Правила создания проблемных ситуаций:
Во -первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
Во -вторых, хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность — для развития творческих способностей учащихся — но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков.
И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

Чулпан Рифхатовна и Сергеева Юлия Геннадьевна поставили лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 20:12
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Сергеева Юлия Геннадьевна
Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 20:13
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк

avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Технология проблемного обучения - Страница 4 Empty Re: Технология проблемного обучения

Вс 26 Ноя 2023 - 20:29
проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения