Технология проблемного обучения
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Сергеева Юлия Геннадьевна и Марина Шамигулова поставили лайк
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сахратова Эльвира Маратов, Сергеева Юлия Геннадьевна и Марина Шамигулова поставили лайк
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сахратова Эльвира Маратов, Сергеева Юлия Геннадьевна и Марина Шамигулова поставили лайк
- Сахратова Эльвира Маратов
- Сообщения : 44
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 42
Откуда : г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Re: Технология проблемного обучения
Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
Развитие творческого мышления.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Развитие способности к самообучению.
Формирование исследовательской активности.
Из недостатков методики можно выделить следующие:
стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
tinkoff.ru
Развивай карьеру вместе с нами. Ценим и поощряем целеустремленных сотрудников!
Перейти
Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.
Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.
kontur.ru
РЕКЛАМА
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?
4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).
С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
wildberries.ru
РЕКЛАМА
Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.
2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.
Например, на уроке географии учитель задает вопрос: "Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?".
Построение урока по методу проблемного обучения
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.
3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
Варианты:
Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
Создание дискуссии (по группам).
Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
Поиск решения на основе наблюдений.
pupamilano.ru
РЕКЛАМА
4. "Ага-реакция" — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
6. Проверка, контроль знаний.
Классификация методов проблемного обучения
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:
Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
- Сахратова Эльвира Маратов
- Сообщения : 44
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 42
Откуда : г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Re: Технология проблемного обучения
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Технология проблемного обучения
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их с воспитанниками.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
Роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Например. Для приготовления теста детям предлагается алгоритм его изготовления. Вместе с воспитателем дети замесили и раскатали тесто в лепешку. Но возникает вопрос: что использовать вместо формочек. То, что дети предлагают использовать вместо формочек, они используют в работе с тестом и, в итоге, приходят к определенному выводу.
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (Почему утки и гуси улетают на юг последними?).
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод). Например. Буратино должен попасть в школу. На пути река. Что делать?
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Технология проблемного обучения
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Технология проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
- Venera
- Сообщения : 27
Дата регистрации : 2023-11-19
Возраст : 37
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Технология проблемного обучения
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Технология проблемного обучения
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Кокорина Ольга Николаевна
- Сообщения : 58
Дата регистрации : 2022-11-11
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Марина Шамигулова
- Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Марина Шамигулова
- Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Марина Шамигулова
- Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Марина Шамигулова
- Сообщения : 31
Дата регистрации : 2023-11-14
Re: Технология проблемного обучения
+ В Мои закладки
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Ольга Викторовна
- Сообщения : 32
Дата регистрации : 2021-11-11
Возраст : 45
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Чулпан Рифхатовна
- Сообщения : 37
Дата регистрации : 2021-11-11
Re: Технология проблемного обучения
Во -первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
Во -вторых, хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность — для развития творческих способностей учащихся — но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков.
И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.
Чулпан Рифхатовна и Сергеева Юлия Геннадьевна поставили лайк
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Сергеева Юлия Геннадьевна
- Сообщения : 102
Дата регистрации : 2023-11-08
Re: Технология проблемного обучения
Сергеева Юлия Геннадьевна поставил(а) лайк
- Арсланова Альфия Фанзялев
- Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск
Re: Технология проблемного обучения
|
|