XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

+17
nat10021
Venera
Кокорина Ольга Николаевна
Арсланова Альфия Фанзялев
Марина Кочурова
Суфиянова Наталья М.
Закирова Радина Надимовна
SNEZHANA
Светлана Ибатуллина
Саитова Алия
Алёна Зуева
Садриева Наиля Фаукатовна
Sveta.isht
Айсылу Хазиева
yuliaa15
Сабирова Лилия Раисовна
Кузнецова Ольга Николаевн
Участников: 21
Перейти вниз
avatar
Марина Кочурова
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Чт 23 Ноя 2023 - 23:29
Нейрогимнастика, нейро игры, нейродинамические упражнение, кинезиологические упражнения и т.д. – всё это не только гимнастика для тела и его частей, но и одновременно - гимнастика для мозга.
Цели нейрогимнастичеких упражнений:
• синхронизация развития полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие координации, ловкости;
• развитие памяти, внимания;
• развитие речи и мышления.
avatar
Марина Кочурова
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Чт 23 Ноя 2023 - 23:30
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
— нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
— следует менять привычные маршруты выполнения движения;
— необходимо выполнять упражнения регулярно.
Немаловажное достоинство нейрогимнастики — отсутствие противопоказаний.
avatar
Марина Кочурова
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Чт 23 Ноя 2023 - 23:30
Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование)
С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка.
avatar
Марина Кочурова
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Чт 23 Ноя 2023 - 23:30
Балансир для детей
Развитию ловкости и равновесия способствуют такие приспособления, как балансиры. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие.
Такой тренажер многие используют для отработки основных движений в серфинге и сноуборде. Детям будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия.
Балансир может быть деревянным или пластиковым.
Польза от занятий на балансире:
- развивается координация;
- укрепляются все мышцы тела;
- улучшается мозговая деятельность;
вырабатывается чувство равновесия.
avatar
Марина Кочурова
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Чт 23 Ноя 2023 - 23:31
Нейроскакалка
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. Нейроскакалка это также и отличный кардиотренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность, тренирует равновесие, координацию движения и вестибулярный аппарат.
avatar
Марина Кочурова
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Чт 23 Ноя 2023 - 23:31
«Моталочки»
Эти игры координируют попеременное движение рук, что способствует межполушарному взаимодействию, повышает игровую мотивацию детей, происходит одновременно самомассаж пальцев рук, что способствует развитию мелкой моторики.
Вырабатывается соревновательный дух, скорость, реакция,
развивается ловкость и глазомер,
- развивает координацию движений.
avatar
Марина Кочурова
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Чт 23 Ноя 2023 - 23:32
В ходе выполнения упражнений нейрогимнастики мы побуждаем обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти чувства обостряются. Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с дошкольного детства, и тогда в зрелом возрасте не возникнет проблем с памятью и вниманием. Как и любая тренировка, нейрогимнастика требует регулярной практики.

Venera поставил(а) лайк

avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пт 24 Ноя 2023 - 10:58
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензетивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.

Прежде чем приступить к упражнениям, рассмотрим, как работает наш мозг. Для этого условно разделим его на две части: левую и правую.

Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируется левое полушарие, а когда действуем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое – пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно работает правое полушарие.

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность мозга достигается в момент одновременной активности обоих полушарий.

Подводя итог выше сказанному, главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.

Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Благодаря проведению нейропсихологической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, а мозг переключается в интегрированный режим работы.

А чтобы все развивалось гармонично, нужно всего лишь научиться работать обеими руками, левой так же хорошо, как и правой.

Также для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие).

Межполушарное воздействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, игр и упражнений позволяет расширить границы межполушарного воздействия.

Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц.


Комплексы кинезиологических упражнений включают в себя:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)

“Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

“Дерево”.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

“Тряпичная кукла и солдат”.

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы - очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Сорви яблоки”.

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.


Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность

"Задуть свечу".

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

"Качание головой".

Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

«Дыхание носом".

Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.

«Пловец".

Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.

“Надуй шарик”.

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.


Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие .

«Глаза и язык».

Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям.

Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.

«Восьмерка».

Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.

«Горизонтальная восьмерка».

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Взгляд влево вверх».

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Глаз – путешественник».

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.


При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

«Перекрестное марширование».

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница».

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Робот».

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

« Велосипед».

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

« Кошечка».

Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз.

«Нейроскакалка»

Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Упражнение «Слепые шаги»

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.
avatar
Арсланова Альфия Фанзялев
Сообщения : 100
Дата регистрации : 2023-11-20
Откуда : Г. Нефтекамск

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пт 24 Ноя 2023 - 12:37
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных
организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в
специализированной помощи. Дети с ограниченными возможностями
здоровья (ТНР, ЗПР) имеют не только нарушение всех сторон речевой
деятельности. У них отмечается несформированность межполушарного
взаимодействия. В связи с этим возникают трудности при обучении этих
детей. Александр Романович Лурия указывал на взаимосвязь психического и
моторного развития ребенка и отмечал, что высшие психические функции
возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных
процессов.

Марина Кочурова поставил(а) лайк

avatar
Кокорина Ольга Николаевна
Сообщения : 58
Дата регистрации : 2022-11-11

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пт 24 Ноя 2023 - 17:29
Знание нейропсихологии и методик данного направления помогает в работе с воспитанниками и особенно, во взаимодействии с родителями. В настоящее время, когда в дошкольных учреждениях нет психологов или их просто мало, проблемы в развитии, образовании все более волнуют педагогов. Поэтому знакомство с нейропсихологией и теми методами, которые она предлагает, может существенно облегчить труд воспитателей и специалистов ДОУ.

Кокорина Ольга Николаевна поставил(а) лайк

avatar
Кокорина Ольга Николаевна
Сообщения : 58
Дата регистрации : 2022-11-11

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пт 24 Ноя 2023 - 17:31
Арсланова Альфия Фанзялев пишет:Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензетивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.

Прежде чем приступить к упражнениям, рассмотрим, как работает наш мозг. Для этого условно разделим его на две части: левую и правую.

Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируется левое полушарие, а когда действуем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое – пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно работает правое полушарие.

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность мозга достигается в момент одновременной активности обоих полушарий.

Подводя итог выше сказанному, главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.

Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Благодаря проведению нейропсихологической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, а мозг переключается в интегрированный режим работы.

А чтобы все развивалось гармонично, нужно всего лишь научиться работать обеими руками, левой так же хорошо, как и правой.

Также для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие).

Межполушарное воздействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, игр и упражнений позволяет расширить границы межполушарного воздействия.

Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц.


Комплексы кинезиологических упражнений включают в себя:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)

“Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

“Дерево”.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

“Тряпичная кукла и солдат”.

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы - очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Сорви яблоки”.

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.


Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность

"Задуть свечу".

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

"Качание головой".

Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

«Дыхание носом".

Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.

«Пловец".

Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.

“Надуй шарик”.

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.


Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие .

«Глаза и язык».

Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям.

Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.

«Восьмерка».

Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.

«Горизонтальная восьмерка».

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Взгляд влево вверх».

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Глаз – путешественник».

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.


При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

«Перекрестное марширование».

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница».

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Робот».

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

« Велосипед».

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

« Кошечка».

Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз.

«Нейроскакалка»

Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Упражнение «Слепые шаги»

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.
Нравятся данные приемы, стараемся тоже их применять
avatar
Venera
Сообщения : 27
Дата регистрации : 2023-11-19
Возраст : 37
Откуда : Г. Нефтекамск

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пт 24 Ноя 2023 - 18:03
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензетивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.  

Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Благодаря проведению нейропсихологической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, а мозг переключается в интегрированный режим работы.
avatar
Venera
Сообщения : 27
Дата регистрации : 2023-11-19
Возраст : 37
Откуда : Г. Нефтекамск

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пт 24 Ноя 2023 - 18:06
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
avatar
Venera
Сообщения : 27
Дата регистрации : 2023-11-19
Возраст : 37
Откуда : Г. Нефтекамск

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пт 24 Ноя 2023 - 18:09


Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируется левое полушарие, а когда действуем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое – пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно работает правое полушарие.

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность мозга достигается в момент одновременной активности обоих полушарий.

Подводя итог выше сказанному, главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.
avatar
nat10021
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-15
Откуда : Нефтекамск, детский сад№30

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Сб 25 Ноя 2023 - 16:54
Что такое нейроигры вы, по-видимому, знаете. Повторятся не буду. Что будет, если такую игру положить на музыку? Эффект воздействия на ребенка ейроигры усилится. И музыка будет выступать, как огромная коррекционная помощь. Она позволит заинтересовать ребенка, установить с ним контакт.
Ритм – неотъемлемая часть музыки.
Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т.к. у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.
Нейроигры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.
Остановлюсь на тренажере «Memory», что переводится, как память. Данный тренажер особенно актуален для детей с нарушением зрения.
avatar
nat10021
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-15
Откуда : Нефтекамск, детский сад№30

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Сб 25 Ноя 2023 - 16:54
Тренажер «Мемори»
Задачи:
-Развитие зрительной памяти.
-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Карточки можно использовать для ритмической игры на столе. Ребенок под музыку повторяет ритмический рисунок, который ему показал педагог.
avatar
nat10021
Сообщения : 45
Дата регистрации : 2021-11-15
Откуда : Нефтекамск, детский сад№30

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Сб 25 Ноя 2023 - 17:22
О других приемах и технологиях я написала в другой секции интернет педсовета: Нейробика - инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста., 2-я страница.
Нафиса Шарафиева
Нафиса Шарафиева
Сообщения : 34
Дата регистрации : 2021-11-18

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Вс 26 Ноя 2023 - 14:24
Хочу поделиться играми, которыми мы пользуемся . Например нейропсихологическая игра «Ухо-нос»  или «Веселые обезьянки».
Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом деле выполнять его не так, чтобы просто. С первого раза может и не получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей, испытывающих проблемы с чтением и письмом. Итак, левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».
Нафиса Шарафиева
Нафиса Шарафиева
Сообщения : 34
Дата регистрации : 2021-11-18

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Вс 26 Ноя 2023 - 14:26
Нейропсихологические упражнения – это практически волшебная палочка. Они помогают развить память, речь, внимание, снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю.
avatar
Светлана Ибатуллина
Сообщения : 29
Дата регистрации : 2023-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пн 27 Ноя 2023 - 22:39
Игровая деятельность повышает эффективность овладения материалом, и при этом дети получает удовольствие. Нейропсихологические упражнения, которые имеют форму игровых — это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.

avatar
Светлана Ибатуллина
Сообщения : 29
Дата регистрации : 2023-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пн 27 Ноя 2023 - 22:42
У любой игры есть свои правила, цели и она несет в себе заложенную развивающую функцию. У нейропсихологической игры обязательно в правилах должно быть указано для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Одним из основных правил, которому необходимо следовать — это начинать работать с самых простых упражнений и при систематическом непрерывном повторении переходить к более сложным вариациям игры.
avatar
Светлана Ибатуллина
Сообщения : 29
Дата регистрации : 2023-11-16

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пн 27 Ноя 2023 - 22:43
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка.
avatar
Лариса Фаритовна
Сообщения : 48
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 45

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пн 27 Ноя 2023 - 22:45
Нейропсихология детского возраста изучает особенности формировании мозговой организации психических процессов в процессе детского развития. Анализ многочисленных исследований по нейропсихологии детского возраста позволяет выделить основные направления в этой научной отрасли: изучение у детей на различных возрастных этапах локальных поражений головного мозга, а также изучение симптомокомплекса нарушений в работе высших психических функций с различными отклонениями в развитии. Нейропсихология оказалась востребованной и педагогикой, и дефектологией. В этой связи наблюдается широкое развитие практической нейропсихологии. Нейропсихология детского возраста имеет широкое практическое значение, она востребована многими смежными дисциплинами

Саитова Алия поставил(а) лайк

avatar
Лариса Фаритовна
Сообщения : 48
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 45

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Пн 27 Ноя 2023 - 22:46
Игра «Прыгай, не зевай, картинки называй»
Цель: автоматизация (дифференциация) поставленных звуков в словах; развивать умение выполнять несколько действий одновременно, развивать ловкость, слуховое восприятие, концентрацию внимания, развивать межполушарные связи, развивать положительные эмоции.
Ход игры
На полу разложить предметные картинки с автоматизируемым звуком или с дифференцируемыми звуками. Ребенок прыгает на скакалке, вращаясь по кругу, и называет изображения на картинках. Данную игру можно проводить на автоматизацию звуков и дифференциацию звуков в чистоговорках, предложениях, связной речи. Предварительно с ребенком необходимо рассмотреть «чистоговорки в картинках», «предложения в картинках», проговорить, а затем отработанные картинки разложить на полу и провести игру «Прыгай, не зевай, картинки называй».

Саитова Алия поставил(а) лайк

avatar
Лариса Фаритовна
Сообщения : 48
Дата регистрации : 2021-11-10
Возраст : 45

Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста - Страница 3 Empty Re: Нейропсихологические методы и приёмы в развитии детей дошкольного возраста

Вт 28 Ноя 2023 - 15:30
Игра «Составь слова» Задачи игры:
– закрепить графический образ букв;
– учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и использовать понятия:
«слева», «справа»;
– развивать координацию движения рук;
– учить понимать принцип балансировки и пространственных отношений;
– развивать зрительное внимание, мышление; – профилактика дисграфии.
Ход игры
В «мышиных норках» закрепить изучаемые буквы, буквы с которыми они могут смешивать при чтении и письме. Предложить ребенку пройти от нижнего края к верхнему, собрать все заданные буквы, которые должны находиться справа или слева (заранее обговорить) от подставки с шариком. Игрок должен найти все заданные буквы, лавируя между отверстиями, провести подставку с фишкой (шариком) от нижнего края доски к верхнему (и наоборот), не уронив шарик в «мышиную норку». Если ребенок прошел от нижнего края к верхнему (или наоборот) и не собрал все буквы, игра проиграна. Если фишка при прохождении падает в «мышиную норку», а игрок не доставил фишку до края доски, игра проиграна и заканчивается. Игра начинается с самого начала. Выигрывает участник, который собрал все буквы и не уронил фишку в отверстие. Аналогично можно проводить игру с цифрами.
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения