XVI городской Интернет-педсовет
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

+33
Карпушкина Е.В.
Арсланова Альфия Фанзялев
Liniza
Крюкова Лилия Альбертовна
Гульнара Ш
Галимова И.А.
Пермякова Елена Валерьевн
Хуснутдинова Айсылу
yuliaa15
Ляйсан Вакилова
Умурзянова Айя Рамилевна
Бурханова Р.М.
Чулпан Рифхатовна
Алёна Зуева
Садриева Наиля Фаукатовна
Исламова Ляйсан Фэисовна
Суфиянова Наталья М.
Лариса Хайдаршина
Третьякова Марина
Давлетбаева Светлана
Алсу Файзелгаяновна
Сергеева Юлия Геннадьевна
Абдулганеева Елена
Оксана Исаева
Ахияртдинова Р.А.
Сабирова Лилия Раисовна
Лилия Шамильевна
Юминская Наталья
Каримова Ольга Владимиров
Альмухаметова Рима
Liana
Розалия Фазлиева
Admin
Участников: 37
Перейти вниз
avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:05
Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)

Приём «Афиша, билет, объявление». Данный приём можно использовать на уроках литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки.
Предлагаем детям следующие задания:
- К какой группе относится текст? (несплошной)
- Какой вид несплошного текста перед нами? (Афиша)
- Какую информацию можно извлечь из афиши?
Используя афишу, нужно научить детей извлекать информацию, данную в явном виде?
- Где будет проходить спектакль?
- Как называется спектакль?
- В каком месяце будет проходить спектакль?
- Назовите время начала спектакля?

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:06
Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.

Галимова И.А., Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:06
Рассмотренные выше приёмы позволяют: определять вид и назначение информации; понимать тексты, умение различать сплошной и несплошной тексты, извлечь информацию из таблицы, схемы, афиши, кассового чека, найти информацию, представленную в явном и неявно виде.

Это даёт нам уверенность в том, что наши ученики будут функционально грамотными.

Галимова И.А., Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Галимова И.А.
Сообщения : 2
Дата регистрации : 2022-11-17
Возраст : 58
Откуда : г.Нефтекамск РБ

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Математическая грамотность ...

Ср 22 Ноя 2023 - 16:08
Сабирова Лилия Раисовна пишет:В современном быстро меняющемся мире переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации. Осмысление положительных сторон традиционного отечественного образования и достижений компетентностной модели образования приводит к пониманию принципиальной преемственности и их взаимодополняемости. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, формулируемые в терминах деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». При этом реализации компетентностной модели образования, способствующей развитию различных типов грамотности, в большей степени соответствует задачный подход.

Галимова И.А., Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Галимова И.А.
Сообщения : 2
Дата регистрации : 2022-11-17
Возраст : 58
Откуда : г.Нефтекамск РБ

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty способствует развитию творческого мышления, заставляя учащихся искать решения нестандартных задач, размышлять, анализировать, искать доказательства.

Ср 22 Ноя 2023 - 16:10
Розалия Фазлиева пишет:Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный.

Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:12
Говоря об уроках окружающего мира, мне хочется отметить, что привлечение детей к проектной деятельности я провожу через уроки по этому предмету.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:15
В первом классе ученикам авторы УМК предлагают срезать ветку смородины, поставить в воду и наблюдать за всеми изменениями, внося результаты наблюдений в таблицу. Каждый ученик выполняет индивидуально задание дома. В классе контрольный эксперимент. Я размещаю на стенде таблицу из тетради в увеличенном виде и рядом размещаю вазу с ветками кустарника. Каждый день мы уделяем время нашему эксперименту и вносим данные в таблицу. По итогам данного наблюдения мы сравниваем общеклассные результаты с индивидуальными, учимся делать выводы и выдвигать гипотезы, т. к. не у всех ребят получились одинаковые результаты.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:15
Проращивая фасоль, мы немного изменили условия и создали свой проект на тему: «Влияние температуры воды на прорастание фасоли».

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:15
В третьем классе мы учились пересаживать комнатные растения и выращивать их различными способами. Вырастив бегонию таким образом мы решили проверить влияние воды из разных источников на рост растения. Мы взяли снеговую талую воду, минеральную воду и отстоянную водопроводную. Всем классом проводили наблюдения и вносили данные в таблицы, делали выводы и выдвигали гипотезы.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:16
Когда мы работаем над проектами с первых дней ребенка в школе, ученики чувствуют необходимость самостоятельной творческой деятельности. Каждый день ребята фантазируют, ищут темы для исследования, стремятся к самостоятельному получению знаний.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:22
Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:
1. Технология проектной деятельности
2. Информационно-коммуникативные технологии
3. Технология оценивания учебных достижений
4. Технология продуктивного чтения
5. Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
1. Групповая форма работы
2. Игровая форма работы
3. Творческие задания
4. Тестовые задания
5. Практическая работа
6. Ролевые и деловые игры
7. Исследовательская деятельность

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:23
Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:23

Виды заданий на уроках окружающего мира
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:23
Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.
Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».
Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:23
Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:24
Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:24
Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые использует педагог в своей деятельности, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Колоссальная работа начинается в начальной школе. Ведь именно учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-действенного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память, внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие, коммуникативные способности, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Sveta.isht поставил(а) лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:25
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:26
Современная школа – это школа, дающая функциональную грамотность: вооружающая учащихся знаниями для жизни, которые приносят пользу всем окружающим

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Ляйсан Вакилова
Сообщения : 296
Дата регистрации : 2021-11-08

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 16:27
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, т.е. формирование УУД

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Гульнара Ш
Сообщения : 56
Дата регистрации : 2021-11-18

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 17:12
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. В своей педагогической деятельности развитию осознанности чтения уделяю пристальное внимание, организую работу в двух направлениях:
1) сформировать способность работать с текстом, как источником информации (общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание, форму текста и его оценка);
2) развивать и поддержать интерес к чтению

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Гульнара Ш
Сообщения : 56
Дата регистрации : 2021-11-18

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 17:13
Я считаю, что при формировании читательской грамотности необходимым также является создание цифровой образовательной среды, позволяющей в учебной деятельности создавать модели реального информационного поведения ребенка.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Гульнара Ш
Сообщения : 56
Дата регистрации : 2021-11-18

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 17:15
Для поддержания интереса к учебе использую платформу Учи.ру. Занимаясь на данной платформе, учащийся находится в комфортной интерактивной среде, которая поддерживает с ним постоянный диалог. Если ученик выполняет задания легко и без ошибок, то он быстро переходит к следующим карточкам. При возникновении затруднений платформа задает ему наводящие вопросы, помогает прийти к правильному решению. Когда ребенок делает много ошибок, он получает больше аналогичных заданий для отработки. А самые сложные задания разбиваются на более мелкие, с которыми ученик может справиться самостоятельно. Последовательно выполняя задания, изучая одну тему за другой, ученики в комфортном темпе и с нужным количеством повторений осваивают школьную программу без пробелов.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Гульнара Ш
Сообщения : 56
Дата регистрации : 2021-11-18

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 17:19
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

avatar
Гульнара Ш
Сообщения : 56
Дата регистрации : 2021-11-18

грамотность - Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников - Страница 8 Empty Re: Новые тренды в системе формирования функциональной грамотности школьников

Ср 22 Ноя 2023 - 17:20
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Sveta.isht и Оксана Исаева поставили лайк

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения